Что такое мышление
Мышление и творчество природы – не поэтическая метафора, а научный факт: человека создала природа. Если бы в ней существовал только закон неубывания энтропии, такой результат не был бы возможен. Значит, в природе существует и нечто другое, обращающее хаос в порядок. Это “нечто” и есть мышление в его первоначальном виде. Старый вопрос: как могла возникнуть и развиваться жизнь в мире, где главенствует Второй закон термодинамики, по существу означающий всеобщую тенденцию разрушения и смерти?
Жизнь не могла возникнуть без повторяемости в неживой природе. Но как возможна повторяемость в хаосе случайностей? Ведь вероятность случайного повторения случайного события исчезающе мала. Вот здесь-то и проявляется мышление природы — то изначально присущее материи свойство, из которого развилось человеческое мышление. Механизм воспроизведения и сохранения случайно произошедшего достаточно прост. Схему его действия можно представить следующим образом. Случайно совершается некий процесс.. Процесс завершается, но в результате взаимодействия с другими "телами" (как говорил Спиноза) он оставляет в них свой след – отпечаток, то есть отражается в них. При благоприятных обстоятельствах этот отпечаток срабатывает как "программа" воспроизведения первоначального процесса. Он повторяется, в результате чего воспроизводится и укрепляется (так сказать, делается более рельефным и четким) и его отпечаток. Благодаря усовершенствованному таким образом отпечатку (программе) вероятность новых повторений исходного случайного процесса возрастает. И так далее - по кругу. Постепенно случайность переходит в закономерность, хаос – в упорядоченность. Простой пример из неживой природы. Река. Водный поток образует русло. Далее вымытое русло удерживает водный поток в прежних границах. Течение вода в свою очередь сохраняет русло. Следующий пример – из живой природы. Он позаимствован из документального фильма о Илье Пригожине.
В этом примере в качестве “программы” многократного воспроизведения изначально совершенно случайного события (выбора одним муравьем одного из двух абсолютно равнозначных путей) послужил запах. Эволюции оставалось только усовершенствовать эту схему упорядочивания. В основе человеческого мышления лежит этот же природный механизм – отражение реальности (научение, познание) и управление целесообразным поведением при посредстве сохраненных в памяти отпечатков-программ. Мышление – это сохранение, накопление, воспроизведение и изменение прошлого. Изменения, происходящие в ходе воспроизведения прошлого, составляют творчество. *** Спор о природе мышления ведется философами на протяжении многих веков. Речь идет о так называемой “психофизической проблеме”, которая появилась в XVII веке благодаря Декарту и до сих пор не имеет общепризнанного решения. Суть её в следующем. Существует материальное и идеальное. Материальное обладает различными физическими свойствами (Спиноза особо выделяет “протяженность”) Идеальное (мысли, идеи, образы…) “обладает существованием”, но никаких физических свойств не имеет. Материальное и идеальное настолько разнородны, что сам факт их сосуществования представляется загадкой. Как одно материальное переходит в другое материальное известно: стол сделан из дерева, сапоги – из кожи; но из чего 'сделано' идеальное? Декарт формулирует проблему примерно так: как возникло мышление? (идеальное и мышление - в данном случае синонимы). Но решить не может, объясняет вмешательством Бога. Спиноза предлагает свое решение: мышление НЕ возникало из материального – оно изначально присуще “субстанции” (природе).
Мышление не всегда было и не навсегда останется таким, каким оно свойственно людям. Оно развивается из своих первобытных примитивных форм, постепенно усложняясь. “Мышление - атрибут субстанции” – говорит Спиноза, и это значит, что мышление существовало всегда. Но это не значит, что реки, вулканы и моря были такими же разумными, как люди. Изначально присущие субстанции формы мышления усложнились чрезвычайно, но сущность мышления остается прежней. Принято считать, что мышление возникло только в результате биологической эволюции. Однако такое представление означает, по сути, уступку креационизму, потому что человек могла создать только мыслящая субстанция - если не природа, то Бог.
Мышление – не только “атрибут субстанции”, но и движущая сила эволюции материи. Без него прогрессивное развитие не было бы возможно. Мышление работало на всех этапах эволюции материи и при этом само совершенствовалось. Поэтому эволюцию (в целом, а не только биологический этап) можно интерпретировать как саморазвитие мышления. На каждом витке эволюции оно принимало новые формы, соответствующие достигнутому уровню упорядоченности. На современном уровне оно приняло вид человеческого мышления
Противоречие между ограниченными возможностями человека и безграничным усложнением мира должно быть снято в достаточно близкой историческое перспективе. Если этого не произойдет, цивилизацию ожидает замедление темпов развития, стагнация и деградация. © 2015. Л. Бабушкин |