Л. Бабушкин
О причинах и следствиях эстетических переживаний
Вопросы о причинах и последствиях эстетических переживаний, к коим
принято относить чувства прекрасного, комического, трагического и
безобразного,
можно сформулировать следующим образом.
1. Чем вызываются эстетические переживания?
2. Как эстетические переживания сказываются на сознании и поведении
людей?
Мои ответы основываются не столько на книжных знаниях, сколько на
осмыслении опыта, не последнюю очередь – опыта шахматного игры.
1. Эстетические переживания вызываются материальными или идеальными объектами,
обладающими созидательным потенциалом, который может быть реализован только
в человеческой деятельности. (И отчасти – в поведении животных отдельных
видов)
2 Эстетические переживания стимулируют творческую активность, настраивают
на созидательное отношение к действительности. Оказывают влияние на систему
жизненных
ценностей, прежде всего нравственных. (“Общество движется началом эстетическим”
– Ф. Достоевский) Чувству прекрасного принадлежит еще и особая роль - оно
может сигнализировать о том, что искомое решение той или иной проблемы
найдено
Персонажи Ф.М. Достоевского высказывали противоположные суждения о красоте.
- "Мир спасёт красота " (“Идиот”)
- «Красота - это страшная и ужасная вещь! …Ужасно то, что красота есть
не только страшная, но и таинственная вещь” (“Братья Карамазовы”)
И то и другое верно. Красота парадоксальна, таинственна и, действительно,
обладает немалой разрушительной силой. Но сила эта предназначена для борьбы
со всем, что
мешает развитию и обновлению жизни; она направлена против рутины, стереотипов
и всего отжившего. Однако безоглядное подчинение эстетическому чувству
может иметь и губительные последствия. И «дьявол хочет пользоваться красотой
для своих
целей», – заметил Н. Бердяев . Чувства нередко обманывают нас, потому что
они не обладают точностью, расчетливостью и логикой рассудка, который,
однако, почти
всегда стоит на защите прежде сложившегося порядка вещей. Рассудок несравнимо
надежнее чувств, но не может их заменить, поскольку в борьбе нового со
старым рассудок как правило выступает на стороне старого.
Распознать и оценить эстетически значимое явление (а попросту говоря -
прекрасное, смешное или безобразное) способно только эстетическое чувство.
Но чувство
юмора, например, дано не каждому. Распознать истинно прекрасное тоже бывает
не просто
- даже для человека с развитым эстетическим вкусом . Дело в том, что человеческое
восприятие, как и рассудок, консервативно – оно призвано защищать всё привычное
и устоявшее от малейших на него посягательств. И поэтому оно рядит все
необычное и удивительное, а в том числе и прекрасное, в невзрачные и обыденные
одежды.
Человек глядит на мир сквозь призму прежнего опыта – чего не знаешь, того
и не увидишь. Многие, наверное, помнят историю о том, как герой "Маленького принца" нарисовал
страшного удава, проглотившего целого слона. А взрослые посмотрели на рисунок
и увидели... шляпу.
Разглядеть в замарашке-золушке прекрасную принцессу, так же сложно,
как найти в каком-нибудь заурядном предмете или факте решение нетривиальной
научной или
технической проблемы.( А в творчестве так чаще всего и бывает!) И это далеко
не случайное совпадение - здесь мы имеем дело с явлениями одного порядка,
одной природы. Недаром творческий поиск во всех областях жизни награждается
красотой
найденных решений.
“ Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет
о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны
только с умом. Но это означало
бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии
чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое
чувство,
знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство! <…>
Что же, таким образом, происходит? Среди многочисленных комбинаций, образованных
нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно, но потому
оно и не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда
не
будут нами
осознаны; только некоторые являются гармоничными и потому одновременно
красивыми и полезными; они способны возбудить нашу специальную геометрическую
интуицию,
которая привлечет к ним наше внимание и таким образом даст им возможность
стать осознанными.”
(А. Пуанкаре)
В сущности, поиск красоты и поиск истины - это одно и то же