10. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
КАК ИСТОЧНИК ОСОБОЙ ПРОНИКНОВЕННОСТИ.
ГЕНЕТИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
10.1. Эпилептоидность и ее генетика
Как известно, наследственный аппарат в сперматогенезе
и овогенезе из поколения в поколение обеспечивает максимальную рекомбинацию
генов. Тем не менее в некоторых случаях наблюдается наследование большого
комплекса особенностей, передающихся из поколения в поколение как целое.
Такие явления могут иметь место, когда тот или иной доминантный ген действует
через посредство какого-либо органа, ткани, процесса обмена, железу внутренней
секреции и т. д., коррелированно управляющих целым комплексом признаков.
Среди многочисленных наследственных форм эпилепсии четко выделяется одна,
при которой предрасположение к судорогам (проявляющееся не у всех) сочетается
с целым рядом характерологических особенностей, развивающихся как у больных,
так и у здоровых передатчиков. Сюда относятся вспыльчивость, брутальность,
«напористость», конфликтность, мелочность, сверхаккуратность, педантичность,
не соответствующая рангу поставленной цели, назойливость, вязкость, обстоятельность,
неумение выделить главное, злобность, причудливо сочетающаяся с сентиментальностью
(Эфроимсон В. 77., Блюмина М. Г., 1978).
Общеизвестно, что Достоевский обладал четко выраженными
личностными особенностями, страдая при этом (еще до ареста) эпилепсией,
причем и эти особенности, как и эпилепсия, передавались по наследству.
Отчасти ввиду этого факта, а также из-за бесчисленного количества гипотез,
циркулировавших в психиатрии по поводу связи между эпилептоидностью и
эпилепсией, в лаборатории генетики Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР
этот вопрос подвергся генетическому анализу, хотя можно было только гадать,
почему и чем объединены признаки эпилептоидности и эпилепсии.
Ясно, что наличие одной, двух, трех личностных особенностей
из перечисленных выше не может свидетельствовать о наличии эпилептоидной
характерологии. Например, повышенная аккуратность и педантизм могут быть
следствием строгого воспитания или синдрома навязчивости, защитной реакцией
при церебральной астенизации или плохой памяти. Взрывчатость и брутальность
могут быть следствием аффективности. Демонстративное добронравие, стремление
к самоутверждению и гиперсоциальность могут обусловливаться истерическими
компонентами личности. Таких независимых друг от друга черт и даже комплексов
можно найти немало. Однако уже на первых этапах работы, в ходе изучения
двумя врачами 43 семей (с наличием в части их других случаев эпилепсии),
выяснилось, что при условном учете двенадцати ведущих признаков эпилептоидности
среди 258 больных и их родственников имеет место особое распределение
эмоциональных и поведенческих признаков. Между 215 не-эпилептоидами и
не имеющими ни одного, реже 1, 2 или 3 признака из «эпилептоидного» комплекса,
и 43 эпилептоидами, обладающими 6-9 признаками набора, переходы отсутствовали.
Эпилептоиды имеют целостную структуру, определяемую вязкой (т. е. застреванием
на мелочах) и насыщенной аффективностью, эмоциональной напряженностью,
прямолинейным жестким упорством, конкретно-утилитарной направленностью,
повышенной самооценкой, эгоцентризмом, конфликтностью, мелочностью, взрывчатостью
с застреванием на деталях. У них проявляются демонстративная вежливость,
предупредительность и слащавость, стремление поставить себя в сугубо положительном
свете, тенденция к морализированию, нетерпимость, уверенность в собственной
правоте.
В дальнейшем ходе изучения новых семей с наследственным
эпилептическим-эпилептоидным поражением удалось сформулировать своеобразное
правило: «Все или ничего».
1) Если у самого больного или у кого-либо из его близких
родственников имеется ряд эпилептоидных признаков, то они распределяются
в семье не «диффузно», т. е. с наличием 2-3 признаков у многих членов
семьи, но собраны как бы букетом по 5-9 признаков, обычно у больного и
еще 1, 2 или 3 его ближайших родственников, с тенденцией к мономерно-доминантному
наследованию комплекса эпилепсия-эпилептоидность в семье.
2) Эпилептоидность обнаруживается большей частью у таких
членов семьи, которые никаких судорожных припадков не имели; следовательно,
гипотезы о психогенном, социогенном или травматическом происхождении эпилептоидности
неверны.
3) В большей части семей с эпилептическим отягощением никакой эпилептоидности
ни у больного, ни у его родственников нет.
10.2. Эпилепсия-эпилептоидность в роду Достоевских
Для принципиального понимания роли
эпилептоидной характерологии в творчестве чрезвычайно информативны фактические
данные о семье Достоевского, собранные, но совсем под другим углом освещения,
М. В. Волоцким (1933).
Отец писателя, М. А. Достоевский, врач, восстановил
утраченное дворянство и приобрел два села, Дартьево и Чермашня, с 570
душами крестьян.
М. А. Достоевский, прообраз Ф. Карамазова (кстати, Ф.
Карамазов был владельцем села Чермашня, совпадение, конечно, не случайное),
по письмам его внучки, отличался и в семейном и в помещичьем быту придирчивой
мелочностью, подозрительностью и тиранством. Из сохранившихся писем видно,
как он настойчиво, въедливо допытывается по поводу чайной ложки и старого
белья, заглядывал под постели к своим молоденьким дочерям в поисках несуществующих
любовников, заставлял своих двоих сыновей отвечать уроки не только стоя,
но и не прикасаясь к столу и т. д. Над своими крепостными он глумился
систематично и садистски. Например, он любил незаметно, со спины подкрасться
к работающему крестьянину, первым низко поклониться ему, а за то, что
барин поклонился ему первым, отправить тут же на конюшню, на порку. Выведенные
из себя его непотребствами, в частности сластолюбием, крестьяне убили
его, причем при обстоятельствах, рассчитанных целиком на неудержимую вспыльчивость
М. А. Достоевского. Ему донесли, что такой-то крестьянин не вышел на барщину,
да еще ругался. М. Достоевский сразу бросился во двор к непослушному,
где его уже поджидало в засаде несколько крестьян. Его схватили, заткнули
рот тряпкой, влили через нее припасенную бутыль спирта, погрузили в тележку,
вывезли за деревню и вывалили в расчете, что смерть припишут пьянству.
Конечно, дело раскрылось, много крестьян пошло под суд *.
Сочетание въедливой мелочности, дотошной аккуратности,
предельной деспотичности и жестокости, как в семье, так и в отношении
к крестьянам, неспособность выделить главное, существенное, бешеная вспыльчивость
не оставляют сомнения в эпилептоидности М. Достоевского. Но, хотя жизнь
его известна во многих подробностях, судорожные припадки, у него никем
не отмечены, они почти наверняка отсутствовали **.
У Ф. М. Достоевского эпилептические судороги начались
еще до каторги, хотя подробно описаны в послесибирский период. Речь идет
о еженедельных или ежемесячных, иногда даже дважды в день происходивших
больших припадках с аурой, тяжелейшими судорогами, потерей сознания. При
всем уважении к гению Достоевского его характерология не оставляет сомнения:
это был деспот, взрывчатый, неудержимый в своих страстях (картежных и
аномально-сексуальных), беспредельно тщеславный, со стремлением к унижению
окружающих и эксгибиционизмом, сочетавший все это со слезливой сентиментальностью,
необычайной обидчивостью и вязкостью.
Несомненное наследование комплекса эпилепсия-эпилептоидность
прослеживается у брата и сестры писателя, отсутствуя у четырех братьев-сестер.
Эпилептики-эпилептоиды, дети М. А. Достоевского, передают предрасположение
дальше. Несомненно, что многими эпилептоидными чертами, мелочностью, деспотичностью,
въедливостью обладала сестра Ф. М. Достоевского, В. М., по мужу Каренина.
Она внимательнейше опекала сына-студента, предписывая, какие лекции посещать
в университете, какие — нет, а будучи очень богатой владелицей шести домов,
проявляла поразительную скупость. Она не отапливала свою пятикомнатную
квартиру даже зимой, питалась только изредка дешевыми продуктами и была
убита дворником с помощником, знавшими о ее богатстве, скупости и одиночестве.
Ее сын, А. П. Карепин, проявлял очень вязкое многословие с невыносимой
детализацией эпилептоида. Очень вероятно, что эпилептоидом был и чрезвычайно
педантичный, пунктуальный, вязкий и вспыльчивый брат писателя, инженер
А. М. Достоевский. Эпилептоидом был, вероятно, и старший сын этого брата,
А. А. Достоевский, впрочем, избравший себе профессию, требующую большой
настойчивости, аккуратности и точности — гистологию. Пятый сын А. М. Достоевского
умер рано, по-видимому, от судорог. Трое других детей А. М. Достоевского
комплекс не унаследовали. Сам Федор Михайлович передает предрасположение
сыновьям Федору Федоровичу и Алексею Федоровичу, но не дочери, Л. Ф. Достоевской.
Алеша Достоевский рано умер от судорог, по-видимому, бестемпературных.
Федор Федорович Достоевский отличался преувеличенным чувством собственного
достоинства, вспыльчивостью и обидчивостью. Вместе с тем он совершенно
неутомимо мучил близких, требуя от них детальнейшего описания всяких мелочей,
например, как был одет встреченный знакомый, что точно говорил и т. д.
На этой семье устанавливается существенная характеристика
связи эпилепсии-эпилептоидности. Этот комплекс наследуется мономерно аутосомно-доминантно,
с варьирующей проявляемостью, реализуясь то в форме чистой эпилептоидности,
без припадков (М. А. Достоевский, А. М. Достоевский, А. А. Достоевский),
то в форме и припадков, и эпилептоидности (Ф. М. Достоевский), судорожных
припадков с неизвестной характерологией из-за ранней гибели пораженных
(А. Ф. Достоевский — сын писателя, М. А. Достоевский — внучатый племянник
писателя). Становится ясным, что вовсе не припадки как таковые социогенно,
травматогенно или нейрогенно обусловливают специфическую характерологию:
эта характерология обнаруживается у вовсе не припадочных представителей
рода. Что до мономерно-доминантного наследования комплекса, то он демонстрируется
вертикальной передачей на протяжении 4 поколений, немыслимой при рецессивном
или полигенном наследовании.
Со смещенной из-за психопатологии точки зрения видится
многое такое, чего не замечают нормальные люди; благодаря своей акцентированной
(чтобы не сказать больше) личности Ф. М. Достоевский лучше других понимал
взрывчатые возможности человека. Вероятно, отсюда шли и его поиски обуздывающей
власти религии, отсюда и легенда о Великом Инквизиторе, православие, верноподданность,
дружба с Победоносцевым и разгромнейшие выступления против революционеров.
*Мы сочли
необходимым остановиться подробно на М. А. Достоевском ввиду неправильного
освещения его личности «Литературной газетой» (Федоров Г., Кирхотин В.,
1975). В случае сомнений отсылаем читателя к обширной документации в книге
М. В. Волоцкого (1933).
**Описание эпилептико-эпилептоидного синдрома,
его наследование и проявление в Ряду поколений в родословной Ф. М. Достоевского
было сделано в монографии В. П. Эфроимсона и М. Г. Блюминой еще в 1978
г. Однако О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев, вновь анализируя данный вопрос
в статье «Легенда о священной болезни Ф. М. Достоевского» (В кн.: Атеист,
чтения. М.: Политиздат, 1991. Вып. 20. С. 80-90), не упоминают и не цитируют
результатов генетико-психиатрических исследований В. П. Эфроимсона и М.
Г. Блюминой и, не учитывая их, приходят к амбивалентному выводу. — Прим.
ред.
10.3. Патологическая специфика творчества
Если обратиться к творчеству Достоевского с психиатрической точки зрения,
то бросается в глаза проецирование почти на всех персонажей необычайной
вязкости и конкретности мышления, многословной обстоятельности, мелочности
и детализации с постоянной утратой главного. Вторая спроецированная на
персонажей особенность — это совершенная алогичность, иррациональность,
обнаженная импульсивность, патологичность поведения. Третья особенность
творчества — это систематическое, садистское проведение почти всех персонажей
через все круги Дантова ада унижений. Если о Л. Н. Толстом справедливо
сказано, что он создал тысячу самых разных людей и для каждого из них
свой собственный мир, то Достоевский (еще в гораздо большей мере, чем
Лермонтов) в каждом произведении воспроизводит почти во всех персонажах
себя и свое, личное видение мира. Что до патологии, то в «Преступлении
и наказании» это алкоголик и эксгибиционист Мармеладов, сверхистеричная,
самоутверждающаяся Катерина Ивановна, сексопат и садист Свидригайлов и
даже трезво рассудительный Лужин, подло подбрасывающий сторублевку Сонечке
Мармеладовой, чтобы обвинить ее в краже, и попадающийся на этом. В «Идиоте»
— князь Мышкин, начинающий и кончающий эпилептическим слабоумием, прогрессивный
паралитик, лгун и воришка генерал Ардальон Иволгин, купчик-убийца Рогожин,
Настасья Филипповна, без конца выставляющая напоказ то, что ее еще девочкой
соблазнили и на этом основании унижающая всех, с ней соприкасающихся,
устраивающая отвратительно-омерзительные провокации; в «Бесах» — омерзительный
красавец Ставрогин, эпилептики Кириллов и Лебядкина, приживальщик, паразит,
предатель Степан Верховенский, Петр Верховенский, «революционер», ради
того, чтобы сорвать бал у глупца-губернатора, закручивающий целый макрокосм
интриг, ничтожества и глупцы Лямгин, Шигалев, Виргинский и т. д. с нелепым
убийством. Кунсткамера дураков и ничтожеств бесконечна, повторяется снова
и снова. Про-харчин, Шумков, Голядкин, Ползунков, «Человек из подполья»,
«Игрок» с его персонажами, успешно конкурирующими друг с другом в размахе
совершаемых нелепостей и подлостей. В «Подростке» — архиблагороднейший
Версилов-старший, транжирящий несколько состояний, когда у него голодают
дети, вступающий в союз с совсем уже профессиональным уголовником Ламбертом
для бандитского нападения на свою жертву. Из бесчисленных примеров вязкого,
детализированного, необычайно растянутого смакования унижений своих персонажей
можно напомнить «Скверный анекдот». Хорошо воспитанный, элегантно одетый,
либеральствующий статский генерал И. И. Пралинский непрошенно приходит
на свадьбу своего мелкого чиновника Пселдонимова, чтобы возвысить празднество
своим высоким присут ствием. Но «генерал» вдруг совершенно напивается,
да так, что его приходится уложить с расстройством желудка в свадебную
кровать тогда как новобрачным приходится располагаться на стульях, которые
под ними разъезжаются... Матери жениха всю ночь приходится бегать с посудой,
так как непрошеного гостя выворачивает, а затем либ-ральствующий генерал,
которому стыдно встречаться с подчиненным у которого так оскандалился,
выгоняет несчастного с работы. Много, много омерзительных и унизительных
деталей мы опустили...
Наше личное представление о творчестве Достоевского,
возникшее в результате его изучения с точки зрения эпилептоидной психопатологии,
мы не решились бы представить на обсуждение. Однако затем оказалось, что
это злорадное смакование определил Н. Михайловский в 1882 г. в статье
под очень точным названием «Жестокий талант». «Мы, напротив, признаем
за Достоевским огромное художественное дарование и вместе с тем не только
не видим в нем боли за оскорбленных и униженных, а напротив, видим какое-то
инстинктивное стремление причинить боль этому униженному и оскорбленному»
(Михайловский Н. К., 1957).
Вопреки последующим легендам эту особенность творчества
Достоевского понял не только Н. Михайловский, но и другие современники,
как это видно из писем Тургенева, Страхова, Л. Толстого, П. Чайковского,
Салтыкова-Щедрина, а затем и Горького.
Заметим, что в подавляющем большинстве произведений
Достоевского начисто отсутствует социальный протест. Его персонажи — прежде
всего жертвы собственных страстей, они нет-нет, но швыряются тысячами
и даже десятками тысяч рублей, фанфароня, отказываются от них или, наоборот,
вымогают их. Но зато трудно найти такого персонажа Достоевского, над которым
бы автор не глумился, которого не ставил бы в безмерно унизительное положение,
в лучшем случае — безмерно глупое.
Секрет творчества: персонажи действуют так, как если
бы слова и поступки не рождались как равнодействующая множества перекрещивающихся
мотивов, не контролировались бы задерживающими центрами. Более того, важнейшие
мотивы тут же забываются, сменяются совсем иными, возникают совершенно
алогичные ситуации. Но именно способность Достоевского увидеть первичные
импульсы (в норме погашаемые), претворить их в действие, раскрыть бездны
подсознательного и сделала его пророком событий XX в., когда эти первичные
импульсы жестокости, господства, подавления, самопоказа, стяжательства
вышли из-под власти разума, закона и в мире начали командовать подонки
типа Муссолини, Гитлера с их бесчисленными помощниками разного ранга,
а также южноамериканские и африканские гориллы типа Дювалье и Трухильо
включительно. Достоевский был Колумбом черных импульсов и оказался в своих
«Бесах» провидцем.
10.4. Достоевский — великий сострадалец и печальник
По-видимому, в предыдущем разделе были достаточно
подробно документированы жестокость и садизм Достоевского, связь этих
свойств с личностным комплексом эпилептоидности-эпилепсии. Можно говорить
о прямых уликах. Тему эту можно развивать очень пространно, и любой читатель
Достоевского (а Достоевского читали и читают все) может, временно приняв
изложенную точку зрения, самостоятельно иллюстрировать ее множеством неиспользованных
нами событий и персонажей, почерпнутых из произведений этого писателя.
Но все это будет той полуправдой, которая хуже всякой
лжи. Да, конечно, Достоевский старательно унижал своих героев, и во всем
этом прослеживается и определенная тенденциозность, и извращенность, и
деформирование действительности, и патология. Но вместе с тем во всех
произведениях его чувствуются и два других мотива: глубочайшее сочувствие
к жертвам социального унижения, острейшее сострадание к ним и вместе с
тем скрытое напоминание о том, что все это может случиться и с тобой,
читатель, как бы ты ни был застрахован от падения своей собранностью,
волей, работоспособностью, образованием, положением в обществе, материальной
обеспеченностью, родней, творческой отдачей, заслугами, трудовым заработком.
Да, мало кто способен спиться, как Мармеладов; пойти убивать старушку,
даже ради гибнущих матери и сестры; не пойдет на панель, как Сонечка;
а если 16-летнюю девушку и соблазнит влиятельный прохвост, в зависимости
от которого она, неопытная, оказалась, то она не будет пожизненно выставлять
это напоказ и лезть под нож, как Настасья Филипповна, а найдет и силы,
и поддержку, чтобы оправиться, и т. д. до бесконечности. Социальные условия
сделали нас куда более независимыми и «зубастыми», чем беззащитные жертвы
Достоевского, эти униженные и оскорбленные. Но у каждого человека есть
сознание того, что и он когда-то, пусть недолго, висел над пропастью,
был на волосок от какого-то страшного падения, он знает о самых разнообразных
формах поныне существующего Унижения, если не по собственным, то по близким
примерам, о том, что и сильнейший, несгибаемый, со своей жизненной сверхзадачей
оказаться бесправным перед каким-нибудь самодовольным, зажравшимся чинушей,
инженер — перед взъевшимся рвачом-бригадиром, врач — перед истерично-мстительным
пациентом, у нас всех у всех европейцев свежи и должны оставаться свежими
те унижения в которых гибли самые стойкие люди в фашистских и иных лагерях.
Каждый американец и англичанин знает, какие издевательства перенесли его
соотечественники в японском плену. Каждый может мысленно прикинуть, сколько
недель и месяцев недоедания и голода, дней или недель издевательств, избиений
и пыток нужно, чтобы довести его до худших унижений, чем те, до которых
дошли люди Достоевского. И даже в самодовольном сознании своей отдаленности
от его персонажей, своего абсолютного превосходства над ними, своей непричастности
к ним, к их бедам, своей неприкосновенности, буквально каждый вспоминает
какой-либо эпизод из своей жизни, эпизод большой или мелкий, единичный
или рецидивирующий, когда он сам никому неведомо оказался на грани и даже
преступил грань, отделяющую его от того или иного из уродов Достоевского.
Когда, по библейской легенде, толпа хотела по закону
побить камнями грешницу и Иисус сказал: «Пусть тот из вас, кто сам не
без греха, первым бросит в нее камень», — безгрешных не оказалось. Все
мы чувствуем потенциальное сродство нашего «Я», нашей души с тем или другим
из персонажей Достоевского, и мы с огромной благодарностью видим, что
он не только злорадно унижает, но одновременно и сопереживает бедствия,
страдания самого жалкого из своих чиновников. Гипертрофирование — это
один из многих методов искусства, и мастер обнажения, мастер гипертрофии,
совмещающий садизм с состраданием, именно своим состраданием дорог нам.
Он дорог нам постоянным напоминанием о том, как тонок лед, на котором
мы живем, и особенно дорог нам теперь, после того как пала вера в обязательную
благодетельность прогресса, науки и техники, после того как пресловутая
«русская душа» в плену и лагерях уничтожения оказалась общечеловеческим
свойством всех наций, терпящих бедствие, но которым некуда послать сигнал
S0S.
Как никто другой, Достоевский показал, что над каждым
висит «дамоклов меч», «не судите, да не судимы будете», и хотя он написал
«красота спасет мир» (то, что это так, мы пытались доказать раньше), но
вместе с тем его произведения — это гимн доброте и милосердию.
Остановимся только на немногом. Не слишком бедный
дворянин, Достоевский, рано прославившийся как писатель, стал петрашевцем,
испытал оскорбления следствия, допросов, ожидания смертной казни, всей
ее процедуры, каторги — он не мог не ощутить проблему унижения во всей
ее остроте. Проблема взлетов и падений тоже стояла перед ним постоянно;
ведь эпилептический припадок часто сопровождается крайне неэстетическими
явлениями. И тема сочетания самого высокого с самым жалким, естественно,
стала основной в его творчестве. До какого бы ничтожества, падения, преступления,
злобности, садизма он ни доводил своих героев, его при такой биологии
и социальной биографии никогда не оставит сочувствие к ним, понимание,
сопереживание и даже всепрощение. Была ли это доброта к себе, спроецированная
на других, были ли это объяснения собственных бездн, спроецированные на
других, был ли он собственным адвокатом, когда объяснял психологические
ловушки на других — вопрос, в конечном счете важный лишь для понимания
личности Достоевского и внутренних причин его творчества. Несравненно
более важен для человечества конечный продукт этого творчества — произведения,
в которых исследователь может проследить очень любопытные ходы, пружины,
мотивы. Но для десятков миллионов неизмеримо важнее другое — дух сопереживания,
дух сочувствия, дух понимания, и это социально гораздо более значимо,
чем четыре поколения эпилептоидов-эпилептиков, одним из которых был Ф.
М. Достоевский, повторяем, Колумб подсознательного, эмоционального мира
человека.
Но если понадобится скрупулезная, пространная документация
для раскрытия патологии творчества писателя и ее связи с наследственными
личностными особенностями, то сочувствие к жертвам и сострадание к ним,
порождающее любовь к писателю, очевидны. Достоевский был, остается и останется
великим гуманистом, какие бы чудовищные картины он ни рисовал и как бы
садистически он это ни делал, как бы он ни боялся свободы, каким бы беспомощными
ни выглядели Алеша Карамазов и старец Зосима перед Иваном Карамазовым,
как бы ни был убедителен Великий Инквизитор (сколько их появилось в XX
в.!), как бы ни был враждебен сам писатель революции и революционерам.
В заключение этого сокращенного разбора генетики,
личностных свойств и творчества Достоевского следует объяснить, почему
ему уделено столь непропорционально большое место по сравнению с Л. Н.
Толстым. Диспропорция объясняется очень просто. Благодаря доминантно-мономерному
наследованию комплекса эпилепсия-эпи-лептоидность, а также хорошей генетической
изученности семьи Достоевского, здесь можно ясно продемонстрировать роль
наследственных, притом своеобразных личностных свойств в творчестве художника
— именно доминантная мономерность позволяет проследить наследственность.
В подавляющем же большинстве случаев наследственный характер индивидуальности
остается скрытым, неопределимым в силу, как правило, полигенности наследования
основных характерологических свойств и неисчерпаемого разнообразия их
рекомбинаций среди родни художника. Вместе с тем изучение близнецов показывает,
что и другие личностные свойства строго детерминированы генетически.
Завершая раздел, посвященный прежде всего эволюционно-генетическому
происхождению восприимчивости к прекрасному и, неизбежно, ее многообразию,
мы считаем нужным подчеркнуть, что разбирая проблемы эволюционной генетики,
эмоций взаимного альтруизма, влечения к справедливости, нельзя не коснуться
параллельной проблемы происхождения чувства красоты, влечения к прекрасному
— автор надеется, что высказанные им соображения, пусть подкрепляемые
немногими иллюстрациями, побудят специалистов к более систематическим
поискам, направленным на понимание роли естественного отбора в развитии
нашей эстетической восприимчивости.
|